Турецкая лира упала на 18% из-за атаки на центробанк

Турецкая лира упала на 18% из-за атаки на центробанк

Турецкая лира с начала мая рухнула к доллару США на 18%, а с начала 2018 года темпы ее девальвации достигли 26%.

На международном рынке сегодня утром курс лиры составлял 4,77 лиры/$, тогда как в начале месяца доллар стоил 4,04 лиры, а в начале года - 3,79 лиры.

Еще в среду курс и вовсе достигал отметки 4,93 лиры за доллар, показывая 5,1-процентное падение.

Изначально ослабление лиры было вызвано экономическими факторами: ростом дефицита счета текущих операций, оттоком капитала и 11-процентной инфляцией. Но в мае курс лиры оказался под давлением из-за политической атаки президента Турции Реджепа Эрдогана на независимость центробанка.

Читайте: Бондхолдеры выставят ПриватБанку счет

В середине мая курс турецкой лиры обновил минимумы после интервью Реджепа Эрдогана телеканалу Bloomberg. Он заявил, что если выиграет досрочные выборы 24 июня, то станет активнее заниматься регулированием экономической и монетарной политики страны, чем он это делал с 2003 года, когда пришел к власти.

t liraЦБ Турции ранее давал понять, что для борьбы с ускоряющейся инфляцией — в апреле цены выросли на 10,85% г/г — он намерен поднять базовую учетную ставку, чего и ожидали до последнего времени многие инвесторы. Однако Реджеп Эрдоган заявил, что он, напротив, намерен снизить ставку — для оживления кредитования и ускорения экономики.

По словам главы государства, центробанк, который является независимым учреждением, не сможет игнорировать сигналы, полученные в ходе июньских выборов. «Я возьму на себя ответственность за принятие соответствующих шагов как неоспоримый глава исполнительной власти», — подчеркнул турецкий политик.

Экономические амбиции Реджепа Эрдогана и его намерение давать рекомендации центробанку о том, какую проводить монетарную политику и на каком уровне устанавливать процентные ставки, «стали последним гвоздем в крышке гроба», говорил аналитик AllianceBernstein Окан Акин.

Чтобы вернуть инвесторов, спасти рынок и обуздать инфляцию требуется ужесточение денежно-кредитной политики, говорит стратег Rabobank Петр Матыс. Но Эрдоган требует прямо противоположного. Он заявил, что именно высокие процентные ставки разгоняют рост цен.

Книга «Приватная история»: глава о «пришельцах» в ПриватБанке

Если пару недель назад, успокоить рынок можно было повышением ставки на 200 базисных пунктов, то теперь и 400 может не хватить, сетовал Петр Матыс.

Центробанк в среду повысил ключевую процентную ставку на 300 пунктов - с 13,5 до 16,5%, что позволило валюте укрепиться до 4,57 лиры/$.

Но в четверг девальвационный тренд возобновился, ведь Реджеп Эрдоган пообещал «придерживаться глобальных принципов управления денежной политикой», но подчеркнул, что не позволит ЦБ «прикончить страну».

«Лира ослабевает гораздо сильнее остальных валют, за исключением аргентинского песо, из-за отсутствия доверия к центробанку», – говорит стратег SEB Пер Хаммарлунд.

С 2010 года турецкая лира к доллару США девальвировала в 3,05 раза, тогда как украинская гривна к доллару - в 3,25 раза.

Аналогичная ситуация была в Украине.

НБУ в начале 2018 года начал быстро поднимать учетную ставку для борьбы с инфляцией. 25 января НБУ увеличил учетную ставку сразу на 1,5% и заявил, что в случае отсутствия существенных признаков снижения инфляционного давления в ближайшей перспективе, НБУ может прибегнуть к дальнейшему повышению учетной ставки для возвращения инфляции к установленным среднесрочным целям.

Уже 31 января премьер-министр Владимир Гройсман заявил: «Нам нужно снижать учетную ставку по кредитам, потому что они должны быть доступными для экономики».

Но повышение учетной ставки Национальным банком не является на сегодняшний день ключевой преградой для кредитования бизнеса, заявили в НБУ, после чего подняли учетную ставку до 17%.

По материалам "КоммерсантЪ", "Ведомости", Finanz

Подписывайтесь на новости FinClub в TelegramViberTwitter и Facebook.

Підписатися на розсилку Фінклубу

 

Присоединяйтесь