×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 269.

НБУ рассказал, кому он не позволил купить банки

Национальный банк (НБУ) впервые опубликовал перечень компаний и физлиц, которым отказал в получении контроля над банками, а также тех, кому в I полугодии все же посчастливилось приобрести существенное участие.

 

 

 

 

FinMaidan изучил списки десятков «отказников» и выяснил, что собственники неплатежеспособных учреждений не оставляли попыток вернуть свои активы, а среди неблагонадежных инвесторов оказались и кипрские, и британские, и китайские компании.

Большую ценность представляет именно информация о запретах на покупку акций, поскольку такие данные были тайной и распространялись неофициально. Позитивные же решения НБУ становились публичными после завершения сделок по увеличению доли в капитале.

Существенное участие начинается от 10%, но в 11 из 12 позитивных решений НБУ речь шла о получении контроля. Лишь в Первом инвестиционном банке инвесторы – Александр и Виктор Клещуки – увеличили пакет до блокирующего (40,63%). В 9 из 12 сделок «добро» было получено на увеличение доли во все еще платежеспособных банках.

Остальные три случая специфические. Собственнику сети «Эльдорадо» Виктору Полищуку, который в начале года купил банк «Михайловский», было разрешено купить неплатежеспособный Всеукраинский банк развития Александра Януковича. Но сделка была сорвана и оспорена в суде. В Радикал Банке контроль получил Максим Шпак – 29 мая ему разрешили увеличить долю с 9,96% до 71%, но уже 9 июля было решено ввести в банк временную администрацию (см. «Неудачный выход в кэш»). Неплатежеспособный Омега Банк Николая Лагуна продали со второй попытки.

В 37 случаях из 49 вердикт НБУ был безапелляционен – «запретить». Поражает настойчивость некоторых неудавшихся инвесторов. Пять раз старался Руслан Тарпан: в апреле НБУ отказал ему в покупке и 50%, и 100% акций неплатежеспособного банка «Киевская Русь»; аналогичные два отказа он получил в мае; а в июне, когда он захотел купить 100% переходного банка, созданного на основе «Киевской Руси», он вновь получил «табу» регулятора. Вероятно, речь идет об одесском предпринимателе, владельце группы «Инком», экс-депутате одесского горсовета Руслане Тарпане. Больше заявок на 50% акций не было: в 35 случаях из 37 претенденты хотели по 100%.

По две попытки сделало ООО «Инвестиционная Группа «Медея»» (хотела купить Профин Банк) и ООО «Торговый дом «Надежда» (претендент на Дельта Банк). Крупнейшего банкрота года – Дельту – пыталась получить харьковская компания, которая на 99,9942% принадлежит британской Darland Systems Ltd. (ее бенефициары – жители города Ровно Юрий Бойко и Лариса Корицкая).

На первый взгляд, кажется, что НБУ не имел право публиковать эту информацию. Подробнее ...

 

Підписатися на розсилку Фінклубу

 

Присоединяйтесь