Сергей Холод рассказал о блокчейне, стейблкоинах и появлении других технологий на банковском рынке Сергей Холод рассказал о блокчейне, стейблкоинах и появлении других технологий на банковском рынке

Банкиры раскрыли основные новации 2022 года

В 2022 году реформирование банковской системы продолжится и появятся новые продукты.

Об этом заявили банкиры и регулятор во время круглого стола «Банки-2022: каким будет следующий год для денежного рынка», проведенного «Финансовым клубом».

«В этом году были внесены изменения в закон о банках и банковской деятельности. И сейчас мы вводим эти изменения: они больше касаются корпоративного управления, коллективной пригодности, аудита. Часть нормативно-правовых актов НБУ мы планируем принять уже до конца года, и в следующем году продолжим имплементацию», – заявил замглавы НБУ Ярослав Матузка.

На небанковском рынке приняты новые законы о страховании, кредитных союзах, финансовых услугах. «Есть план по внедрению этих законов, который продлится полтора-два года. Актуальным для нас и общества является присоединение кредитных союзов к системе гарантирования. Защита прав потребителей недавно появилась в нашей регуляции. Мы уже начали применять меры воздействия», – сказал он.

Актуальными Ярослав Матузка также считает вопрос о появлении в банках буферов капитала. «Мы планируем утвердить график введения буфера капитала», – анонсировал чиновник.

«Наш банк обратил особое внимание на начало введения со следующего года буферов капитала. Их четыре. Первые два будут введены уже с 2022 года: буфер консервации и системной значимости. Ожидается, что до марта НБУ обнародует соответствующий график. Общее влияние первых двух буферов капитала, когда они будут активированы, составит 2,5-4,5% от капитала в зависимости от системной значимости отдельного банка. И это по каждому банку будет составлять весомую сумму и будет ощутимо влиять на показатели достаточности капитала», – рассказал заместитель председателя правления ПУМБ Артур Загородников. Он заверил, что «ПУМБ справится с новыми требованиями», хотя их влияние будет «достаточно существенным».

«Планируется также применение новых требований по учету весов минимального размера операционного риска, которые тоже будут влиять на капитал. Хорошо, что НБУ прислушался к предложению банковского сообщества, чтобы эти весы вводились постепенно: с конца 2021 года – 50%, начиная с 30 декабря 2022 – еще 50%, – отметил Артур Загородников. – И еще хочу напомнить, что в следующем году планируется введение новых требований к консолидированной, субконсолидированной и статистической отчетности банков».

Первый заместитель председателя правления ТАСкомбанка Сергей Холод считает, что принятый закон о платежных сервисах закладывает фундамент развития этой сферы в следующем году. «В августе 2022 года мы увидим начало open banking, которое откроет еще больше сервисов, конкуренцию на рынке и позволит играть на рынке финансовых и банковских услуг и финансовым компаниям, и финтех-компаниям. Этот процесс может быть небыстрым, так как разработка единых API, позволяющих банкам и небанкам предоставлять сервисы, занимает определенное время. Но этот путь понятен», – сказал он.

В Украине уже сформировались инициативные группы подобных изменений. «Есть группа, которая готова разрабатывать API при «УкрСвифте». Есть группа, которая готова переводить европейские стандарты, адаптировать их методом «обложки», когда стандарт переводится на украинский язык, утверждается в соответствующем органе и готов к использованию. Наши потребности для использования ISO 20022, что касается Open Banking, полностью покрываются переводными стандартами», – считает Сергей Холод.

Ожидается запуск новых проектов на блокчейне, подобных инициативе самого ТАСкомбанка. «В следующем году появятся продукты, которые будут предлагать элементы электронных денег, которые базируются на элементах блокчейна», – прогнозирует Сергей Холод. А дальше только один шаг к появлению гривневых стейблкоинов: «Если у нас появится стейблкоин, привязанный к гривне, это будет соответствующий токен, который будет использоваться для расчетов в рамках законодательства об электронных деньгах».

Подобные инициативы можно будет отработать под наблюдением НБУ. «Продолжится создание полноценной финтех-экосистемы. Sandbox, или регуляторная песочница, я надеюсь, заработает со следующего года. Она предусматривает возможность тестирования новых сервисов в ограниченной среде без риска нарушения финансового законодательства и в безопасности», – пояснил Артур Загородников.

Некоторые инновации являются ответом на изменения на рынке. «На днях ПриватБанк показал Tap to Phone. Это ответный продукт потому, что предприниматели со следующего года должны максимально выходить в «белую». Третья группа ФЛП должна подумать о РРО и замене терминала, который неудобен и трудоемок. Думаю, нам следует ожидать не только Tap to Phone, но и микс на Android технологии Tap to Phone и РРО. Это неизбежный путь эволюции. Мы должны ждать предложений уже в следующем году», – рассказал генеральный менеджер SupplierPlus Алексей Анипер.

Диджитализация охватит и корпоративный сегмент. «Эра диджитала и оцифровки финансовых услуг уже началась, частично ее подтолкнул ковид. И мы уже не удивлены электронным онбордингом физических лиц. Думаю, в следующем году нам нужно ждать диджитал KYC-onbording для юрлиц. И как логическое развитие этих процессов, мы должны ждать и факторинг на основе структурированных юридически значимых документов. И, безусловно, за этим следует электронный экспортный цифровой факторинг. Это те продукты, которые должны прийти в 2022 году», – считает он.

Подписывайтесь на новости FinClub в TelegramViberTwitterFacebook

Підписатися на розсилку Фінклубу

 

Присоединяйтесь